Печальное известие: скончался выдающийся ученый, академик Российской академии сельхознаук Лев Эрнст. Биолог с мировым именем посвятил всю свою научную жизнь генетике и селекции животных. Работу на биологическом поприще выбрал в юности и его сын — ныне руководитель Первого канала Константин Эрнст. Льву Константиновичу было 83 года, и он работал до последнего дня.
В Россельхозакадемии Лев Эрнст последние годы отвечал за международное сотрудничество. Он был членом четырех иностранных академий. О его авторитете говорят подарки, которые он привозил каждый раз с очередной научной конференции.
Лев Эрнст нашел себя как ученый в генетике, в науке, которая в середине 50-х только-только выходила из подполья после десятилетий травли. В советском лексиконе это слово «генетика» было ругательным. Главный сталинский аграрий Трофим Лысенко устраивал гонения на эту науку. О том, через какие преграды приходилось пробиваться, Лев Константинович помнил всю свою жизнь.
«Трагедия была для биологической науки, особенно для генетики, — говорил академик Лев Эрнст. — Достаточно вспомнить, как он сам где-то сказал, что это “продажная девка империализма”. Многие были виднейшие генетики уволены. И мы, конечно, на много десятков лет тогда отстали».
Отставание нагоняли бессонными ночами в лабораториях. В возрасте 41 года Лев Эрнст уже возглавлял НИИ Животноводства. Именно он разработал систему так называемой крупномасштабной селекции, которая позволила выводить породы с заданными полезными свойствами не за десятилетия, а всего за несколько лет, в пределах пяти-восьми поколений. Он был одним из создателей биотехнологии, в основе которой лежит изменение растений и одомашненных животных путем искусственного отбора.
«Быстроразвивающаяся часть биотехнологии — это получение животных, которые производят и выделяют лекарственные вещества для человека, — отмечал Лев Эрнст. — Они могут с молоком выделять, допустим, гормон роста, колоние-стимулирующий фактор, онкологи его ждут. Другими способами это получать очень сложно».
В последние годы, несмотря на возраст, Лев Константинович вел активную научную работу. Одна из последних тем — выведение кур, устойчивых к птичьему гриппу. Но закончить эту работу не успел.