/uploads/posts/2011-08/Налоговые перемены: пе.jpgСо следующего года ставка страховых взносов понизится с 34 до 30%. В то же время, для зарабатывающих более 512 тысяч в год ставка наоборот вырастет на 10 пунктов. Как ожидают эксперты, больше всего от этой инициативы пострадают представители среднего класса.
Что именно может произойти, ведущие «Утра России» спросили у руководителя центра изучения элит в институте социологии РАН Ольги Крыштановской и преподавателя кафедры экономического анализа организаций и рынков ВШЭ Михаила Горста.
По словам экономиста, все не так однозначно. Нагрузка на высокие зарплаты увеличивается, но нагрузка на более низкие зарплаты наоборот, снижается. Кроме того, существует ряд льготных категорий предприятий, которые будут иметь пониженные ставки, отметил Михаил Горст.
По мнению же социолога, здесь есть некоторые противоречия. В России не было прогрессивного налогообложения, а была плоская шкала: 13% платили все – и богатые, и бедные, напомнила Ольга Крыштановская. Это привело к возмущению бедных слоев, почему богатые платят столько же, сколько и они.
«Это, действительно, несправедливо, — заключила социолог. Но что в этом случае делать? Увеличивать налог. Но как только начинается увеличение налога на богатых, они исчезают из страны и нагрузка ложится на средний класс. Таким образом, это опасно для среднего класса. Но если этого не делать, возникает пропасть между богатыми и бедными», — констатировала эксперт.
Михаил Горст предложил не смешивать вопрос о прогрессивном налогообложении — налоге на личные доходы людей, и социальные взносы, являющиеся налогом на фонд заработной платы. Что касается подоходного налога, то ничего с ним сейчас делать не нужно, считает экономист. Что касается социальных выплат, то здесь ситуация наоборот противоречивая, заметил он.
«С одной стороны, мы снижаем общую ставку, которая платится с не очень высоких зарплаты, с другой стороны, мы повышаем порог зарплат, с которых он платится. Мы облегчаем положение малого бизнеса, который получит еще и льготную ставку. Но в то же время работодатель в высоком сегменте зарплат получает нагрузку больше. Естественно, он попытается эту нагрузку снизить», — разъяснил Михаил Горст.
В свою очередь Ольга Крыштановская подчеркнула, что избежать прогрессивной шкалы все равно не удастся, потому что если одни будут получать пять тысяч рублей, а другие пять миллионов, общество взорвется, у людей накопится ненависть друг к другу. Значит, нужна прогрессивная шкала. Но инструменты работы с богатыми людьми и бизнесом должны быть очень тонким и деликатным, подытожила социолог.