МОСКВА, 9 июн — РИА Новости. Минфин и Минэнерго РФ согласовали свои предложения по параметрам налогового маневра в нефтяной сфере, но окончательное решение правительство РФ будет принимать с учетом интересов "Роснефти", заявил журналистам директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин.
"У нас есть точка зрения, она единая и согласована между нами и Минэнерго: чтобы избежать потерь, необходимо менять параметры налогового и таможенного регулирования в нефтяной отрасли", — сказал Трунин. При этом, по его словам, министерствам удалось договориться о параметрах налогового маневра, которые не повлекут ни выпадающих доходов бюджета РФ, ни потерь нефтяных компаний.
Налоговый маневр, который обсуждается в правительстве РФ, предполагает постепенное снижение экспортных пошлин на нефть с перекладыванием фискальной нагрузки на добычу — то есть с повышением НДПИ на нефть.
Что предлагал Минфин
Минфин ранее предлагал снижать экспортную пошлину в течение двух лет до уровня 28%. В действующем Налоговом кодексе предусмотрено более плавное снижение пошлины: с 59% в 2014 году до 57% и 55% соответственно в 2015 и 2016 годах. Одновременно, чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета, Минфин предложил повысить НДПИ на нефть практически вдвое раза — до 1 тысячи рублей. Вариант Минфина также предполагал повышение в течение двух лет пошлины на мазут до 100% от уровня пошлины на нефть.
Реализация маневра в версии Минфина, по словам Трунина, не повлекла бы никаких потерь ни для бюджета, ни для нефтяных компаний, но привела бы к росту цен на топливо на внутреннем рынке на 1,3-1,5 рубля на литр ежегодно.
Однако в правительстве такой вариант посчитали слишком жестким. Кроме того, глава "Роснефти" Игорь Сечин заявил, что предложения Минфина могут существенно ухудшить инвестиционный климат и экономику ряда крупных проектов в нефтегазовой отрасли и нефтехимии, в частности, проекта Восточно-нефтехимической компании (ВНХК).
Компромиссный вариант
По итогам переговоров Минфин согласился "растянуть" маневр на четыре года — то есть принять альтернативные предложения Минэнерго.
В результате к 2018 году экспортная пошлина на нефть снизится до 30%, на мазут — вырастет до 100%, пошлина на светлые нефтепродукты снизится примерно до 26%, а базовая ставка НДПИ на нефть будет составлять около 1 тысячи рублей за тонну.
В Минфине уверены, что в таком виде налоговый маневр не приведет к потерям нефтяных компаний, а проект ВНХК в таких условиях будет прибыльным. "Естественно, у "Роснефти" могут быть какие-то свои соображения, свои данные, но мы работаем вместе с ними. Никаких решений, которые создавали бы хоть какую-то угрозу или даже видимость угрозы для "Роснефти", мы предлагать не будем. Решение не будет принято, если крупнейшая нефтяная компания будет возражать", — заявил Трунин.
При этом он напомнил, что решение должно быть принято в ближайшее время, т.к. параметры налогообложения нефтяного сектора оказывают существенное влияние на бюджетный процесс.
Льготы и компенсации
Согласованный вариант маневра предполагает сохранение действующей системы льгот для нефтяных компаний. "Технически это будет означать пересмотр, потому что, чем выше ставка НДПИ, тем больше льготы, но мы их не уменьшаем в этом сценарии, как и во всех других", — подчеркнул Трунин.
Кроме того, нефтеперерабатывающим компаниям могут потребоваться дополнительные льготы, и Минфин готов на это пойти. Реализация налогового маневра в предложенном виде приведет к росту цен на нефть на внутреннем рынке. "И если результатом роста этой цены является рост цен на нефтепродукты, то мы их компенсируем за счет снижения акцизов", — пояснил чиновник Минфина.
Однако вопрос о компенсации для нефтеперерабатывающих компаний, которые производят не облагаемые акцизом продукты, прежде всего, авиакеросин, остается открытым.
"Это (компенсации — ред.) может быть сделано путем различного рода вычетов из налогов, которые уплачиваются при совершении определенных операций, в частности, при поставках сырья для производства этих товаров", — пояснил Трунин. Он не исключил и компенсаций напрямую из бюджета.
Окончательные параметры и источники таких компенсаций будут понятны после того, как правительство примет решение о налоговом маневре.