Сегодня утром в Николо-Богоявленском Морском соборе Санкт-Петербурга патриарх Кирилл совершил божественную литургию. Литургия посвящена 250-летию, которое в 2012 отмечает этот храм. На богослужении присутствовали вице-губернаторы Петербурга Василий Кичеджи и Александр Козырев.
Собор — памятник русского зодчества середины XVIII века. Для офицеров и служащих морского ведомства вблизи Адмиралтейства было выстроено несколько церквей. В 1710 году на Адмиралтейском лугу была сооружена небольшая деревянная церковь во имя преподобного Исаакия Далматского, находившаяся в ведении Адмиралтейств-коллегии. Чуть позже она была перестроена в камне. В 1730 году этот храм перешел в ведение Духовного правления, а приход приписан к небольшой часовне, находящейся в Морской слободе в «светлицах» полкового двора. Эта часовня была единственной на обширном пространстве за Мойкой и поэтому отличалась богатством убранства.
В 1743 году ее сменила отдельно стоящая деревянная церковь, в которую, вероятно, были перенесены престол и утварь из разобранной Никольской часовни. Приход церкви был значительным. К ней были приписаны 3384 человека морских служащих, не считая жен и детей. К западу от церкви располагалось морское кладбище. Деревянная церковь просуществовала до начала 1761 года.
Весной 1752 года президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын подал императрице Елизавете Петровне прошение: «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского…» за счет Морского ведомства и доброхотных сборов возвести в граде Святого Петра каменную церковь в честь покровителя моряков — святителя Николая-Чудотворца. 16 июня императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведение новой каменной церкви взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви. Разработка проекта нового храма была поручена архитектору Адмиралтейств-коллегии Савве Ивановичу Чевакинскому.
Первый проект собора был подан Саввой Ивановичем в мае 1752 года. Первоначально он планировался значительно меньше нынешнего, но частые наводнения заставили внести изменения, чтобы собор не страдал от излишней воды. Было решено поднять собор, настолько, чтобы во время наводнений пол не покрывался водой. Это заставило изменить и размеры здания, чтобы соблюсти симметрию и пропорции.
Измененный проект был одобрен, и 15 июня 1753 года по повелению Елизаветы Петровны архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр (Кулябка) совершил закладку каменного храма.
Руководил строительством сам архитектор с помощью каменных дел мастера Михаила Алексеевича Башмакова. Савва Иванович Чевакинский предусмотрел постройку православного храма «в два апартамента» (в два этажа) со сводами, имеющего форму равноконечного креста. Деньги на постройку было приказано выделить из «мостовых сумм», однако их оказалось недостаточно, поэтому оставшуюся часть взяли из адмиралтейских сумм. Вся церковная утварь также была приобретена Адмиралтейств-коллегией.
В 1755 году, когда стены собора были только выведены под крышу, заблаговременно начались работы по оформлению интерьеров. Чевакинским был сделан эскиз иконостасов верхнего и нижнего храмов и составлен перечень необходимых икон. Написание необходимых икон для иконостаса верхнего храма было поручено Федоту Лукичу Колокольникову. Братья Колокольниковы – Федот, Мина и Иван – были хорошо известны в Петербурге как лучшие живописцы.
Иконы написаны на досках в стиле, характерном для убранства Петербургских храмов XVIII века и являются типичным примером соединения приемов иконописи со светской западноевропейской живописью. Кроме того в иконостасе верхнего храма ясно читается государственная тема. В правой части иконостаса среди храмовых икон расположен образ св. ап. Петра напоминающего о Петре Великом, а в левой части – находятся иконы небесных покровителей императрицы Елизаветы Петровны – святой Елисаветы; наследника цесаревича Петра Феодоровича (будущего Петра III) – святого Иануария (по дню рождения) и супруги его Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) – святой Екатерины, а также икона святителей Климента Римского и Петра Александрийского – на день их памяти приходится восшествие на престол Елизаветы Петровны.
С тех пор храм практически не изменился. Все также величественны и торжественны золотые купола и нарядны ряды колонн. Входя в храм, человек оказывается словно в XVIII веке: старинные иконы, золоченые резные киоты, мерцание свечей и лампад. Это уникальный случай, когда храм сохранил прежнее убранство, а с ним и колорит эпохи.